суббота, 24 марта 2012 г.

Не бойтесь говорить

СТРАХ РЕЧИ Страх речи сначала появляется в какой-либо одной ситуации, например,человек впервые испытал его, делая покупки в магазине, и в последующем все время ощущает его в подобной ситуации. У меня был случай: маленькая девочка при отце замолкала и вообще не говорила ни слова. Выяснилось, что ее папа любит все критиковать.

ПРОТЕСТ ЦЕНОЙ ГОЛОСА Психика и голос взаимосвязаны. При неудачах, конфликтах голос становится тусклым и может исчезнуть полностью. Невысказанные эмоции, которые человек не может проявить в силу своего воспитания либо морали, нередко становятся причиной потери голоса. Вот только несколько примеров из жизни. Девушка не хотела посещать факультативные занятия хора и неоднократно говорила об этом преподавателю. Даже когда у нее заболело горло, ей не разрешили пропустить занятие. Это событие вызвало у нее внутренний протест, и голос пропал.
ПОДСКАЗКА ВО СНЕ У другой девушки проблемы с голосом совпали с появлением в семье отчима. Девушка чувствовала себя лишней, все время проводила в своей комнате, опасаясь выйти из нее, заговорить. В стремлении угодить родителям она перестала быть видимой, а потом и слышимой. Несмотря на усилия многих специалистов, голос не восстанавливался. Но как-то во сне она увидела бабушку-знахарку, которая перекрестила ее и сказала откашляться, когда проснется, и тогда голос появится. Утром все так и случилось.
МЕДИТАЦИЯ ПРОЩЕНИЯ Был случай, когда у женщины был уже второй брак, но она все еще тащила за собой из прошлого ненависть, раздражение, обиду на первого мужа, и это отравляло ее существование. Вернуть выразительный голос женщина смогла лишь после того как, медитируя, простила бывшего мужа. А эта история произошла с девушкой, которая училась в духовной семинарии. У нее вдруг появились проблемы с голосом. Выяснилось, что она возгордилась своими успехами, своим голосом, за что последовало самонаказание — голос стал с сипотцой. Учитывая религиозность девушки, общепринятые методы психотерапии для нее не подходили, поэтому я предложила ей сочинить собственную молитву, направленную на восстановление голоса. Несколько дней она ежедневно по 20 раз за день проговаривала свою молитву. После этого голос вернулся. Возможно, кому-то тоже поможет такая молитва, ее можно подкорректировать по своей ситуации.
МОЛИТВА О ВОЗВРАЩЕНИИ ГОЛОСА
«Господи! Милостивый! Сжалься надо мною. Прошу тебя, смилуйся, верни мой голос. Дай возможность снова воспевать Твое Все святое Имя в дому Твоем. Ты заповедовал: «Просите и дастся вам...», услышь и меня недостойную, отверзи уста моя, да возвестят хвалу Твою. Господи! Все в силе Твоей. Ты из ничего сотворил небо и землю, весь видимый и невидимый мир. Тебе повинуются все ангелы и архангелы, все небесные силы. Призри на смирение мое, услышь меня. Помоги снова запеть. Господи! Я не смею что-то требовать у Тебя, Ты сам знаешь, что лучше для меня. Господи, Ты видел, с каким усердием я стремилась на хор, как любила разучивать новые песнопения, я жила этим. Да, я грешила, я заслоняла собой Твою славу, я любовалась своим голосом, я думала,что все смогу. Прости меня, Господи, я согрешила пред Тобою. Но если ты видишь возможность все изменить и не повредить душе моей, измени. Помоги мне снова запеть».
АУТОТРЕНИНГ ОТ АНЖЕЛИКИ ЗАБОЛОТНОЙ В голосовые связки вливается колоссальной силы животворящая, новорожденная жизнь. Голосовые связки резко усиливаются, рождаются все более сильные, все более сильные.
Рождаются голосовые связки.
Восстанавливается все более молодой — все более звонкий голос — все более громкий голос. Голосовые связки стали сильными, крепкими, здоровыми.
Рождается, восстанавливается все более сильный — все более молодой — все более сильный — все более громкий  все более юный голос.
Рождается все более звонкий — все более молодой — все более звонкий рождается голос. Звонкий, громкий, юный голос.
ДЕСЯТЬ СПОСОБОВ УМЕНЬШЕНИЯ ТРЕВОГИ ВО ВРЕМЯ РЕЧИ
1. Думайте о ситуации успеха в прошлом.
2. Проговаривайте: «Я спокоен. Я буду говорить хорошо».
3. Смотрите в глаза людей во время речи.
4. Верьте в себя, в то, что сможете говорить хорошо.
5. Говорите! Говорите! Говорите! Особенно в тех ситуациях, когда страшно.
6. Знайте и помните о том, что заикание излечимо. Волнение проходит быстро: оно нужно лишь в начале речи для мобилизации ваших возможностей.
7. Разозлитесь на свое заикание и свой страх речи. Попытайтесь перекричать диктора радио.
8. Представьте справа от себя образ себя идеального и говорите так, как говорили бы, будучи таковым.
9. Применяйте поведенческие уловки типа сжимания скрепки в руке во время речи, сдавливания пальцев.
10. Соблюдайте речевые правила.
Прежде чем начать говорить, подумайте о том, что хотите сказать.
Не спешите с ответом. Сначала проговорите ответ «про себя».
Перед началом речи сделайте вдох и сразу начинайте говорить на плавном выдохе, не допуская утечки воздуха.
При вдохе не поднимайте плечи. Никогда не говорите на вдохе.
Выдыхаемый воздух расходуйте в основном на гласные звуки, четко артикулируя их.
  Произносите гласные широко и громко, согласные — легко, без нажима.
В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, т.е. произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.
Строго выдерживайте паузы между предложениями.
Длинные предложения делите на смысловые отрезки (3-5 слов), между которыми выдерживайте паузу и делайте новый вдох.
Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
Старайтесь говорить выразительно, громко, четко. Методов лечения расстройств голоса множество, тем не менее важно понимать, что не болезнь нужно лечить, а меняться самому, ведь жизнь имеет ту ценность, которой мы хотим ее наделить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий