среда, 11 января 2012 г.

Держи удар и улыбайся

У нее был очень яркий дебют. Ей, семнадцатилетней студентке ВГИКа, такой корифей, как Сергей Герасимов, предложил главную роль в своем фильме «У озера». Это был абсолютный и ошеломляющий успех. Критики не переставали удивляться, как молодая и неопытная актриса смогла выдержать тяжелейший киномарафон. Ведь картина шла целых три часа. И только в двух ее кадрах не было Наташи! Однако у каждого успеха своя изнанка. Ей приклеили ярлык. «Неземная», «холодная», «космическая», «отстраненная» - писали о Белохвостиковой маститые, буквально захлебывавшиеся в безудержных похвалах ее таланту. А она - огонь «с головы до пяточек»: порывистая и сентиментальная, заботливая и страстная, нежная и женственная. То есть полная противоположность экранному образу!
Трудно бороться со сложившимся мнением. Наталье потребовались годы, чтобы развеять миф о себе, доказать, что она - актриса разноплановая. Ей не чужды эксцентрика и лирика. Она умеет насмешить и взволновать зрителей, удивить их и встревожить...
Наташа вышла замуж рано и за человека много старше себя - режиссера Владимира Наумова. Союз оказался счастливым. Супруги вырастили дочь, Наташу-маленькую. Та закончила ВГИК и стала замечательной актрисой и талантливым режиссером. А ее мама, неожиданно для всех, усыновила трехлетнего детдомовца Кирюшу. Кириллу Наумову сейчас 5 лет. Он читает, сочиняет сказки, любит рисовать, вырезать ножницами забавные силуэты из цветной бумаги и неплохо говорит по-французски.
-    Наталья Николаевна, как вам удается всегда быть в форме?
-    Я очень много двигаюсь. Просто не умею ходить медленно, степенно, как положено в моем, уже немолодом, возрасте. Я все время бегу. Когда подруги или коллеги меня спрашивают: «Наташ, ты спешишь? Почему ты бежишь?», - я отвечаю: «Я не бегу. Я иду...»
-    А диетами заморскими или средствами для похудания не увлекаетесь?
-    Нет. Зачем мне? Актерская профессия такая моторная, что поесть бывает просто некогда. Куда там за диетами следить... Правда, я люблю готовить в пароварке. Это и время экономит, и еда получается вкусной, аппетитной, полезной, не требует много масла и соли.
-    Связать свою судьбу с гением - это, наверное, непросто. Как вы решились на такой шаг?
-    Мы познакомились с Володей, когда мне было 19. Просто летели в одном самолете, разговорились. Потом он ухаживал очень красиво. Читал мне стихи. Дарил огромные букеты тюльпанов, где все цветки были разных оттенков. Ни один тюльпан (а их могло быть до полусотни!) не повторял цвета другого, представляете? Если уезжал на съемки, звонил каждый вечер. Вернее, каждую ночь: он освобождался поздно.
-    И в какой-то момент...
-    ... я поняла, что Володя - мой человек. Я не хочу его терять. Он нужен мне, а я, кажется, нужна ему.
-    Вы вместе уже 38 лет. И по-прежнему, счастливы. Вам просто повезло или вы с Владимиром Наумовым умеете идти на компромисс, «сглаживать углы», щадите друг друга?
-    Одного везения для удачного брака недостаточно. Нужно уметь беречь то, что тебе дорого. Всеми силами. Я очень рано это поняла. Так случилось, что я подолгу жила без родителей (папа служил послом в Швеции), и у меня такое чувство было с детства - недожитости, недоговоренности. Родители приезжали на пару недель, и я за эти считанные дни пыталась прожить все. Это сидело в подкорке: «Я буду беречь каждый день...»
-    А разница в возрасте вас не смущала? Все же, вступая в брак, вы были почти ребенком, а Владимир уже зрелым мужчиной.
-    Я ее не ощущаю, разницу. И никогда не ощущала. Может, потому, что Володя - такой неутомимый, заводной, что за ним и молодому не угнаться? Вот я, бывает, устаю. Нет сил двигаться. Хочется свернуться калачиком в кресле и отдохнуть с полчасика. Но Володя не умеет сидеть молча! Ему неведомо простое человеческое желание расслабиться и отдохнуть. Если он сел, у него в голове бурлит миллион идей, о которых тут же хочется рассказать. Мы с Володей в этом смысле абсолютно разные люди. И потом, мне всегда было с ним интересно, празднично. Он мог многое показать, многому научить, на многое открыть глаза. У нас судьба творить вместе, иначе не скажешь.
-    У вас есть любимая роль, Наталья Николаевна?
-    И не одна. Я очень люблю фильм «Белый праздник», где моим партнером был Иннокентий Смоктуновский, актер выдающийся, уникальный, рядом с которым нельзя
играть плохо, поверхностно, не в полную силу. И картину «Часы без стрелок», где я впервые сыграла женщину своих лет, своей узнаваемости. В этом фильме снимались Валентин
Гафт и Армен Джигарханян. Так что опять повезло с партнерами. Мне близка и дорога последняя Володина картина «Джоконда на асфальте». Это - многослойная история с
большим количеством персонажей, с пересечением временных пластов. У моей дочери Наташи там главная роль. Она играет молодую женщину, которая, потеряв в горячей точке
мужа, старается пережить эту трагедию, заглушить боль потери. Вы упомянули о дочери. Она - актриса и режиссер. Вы одобряете ее выбор профессии?
-    Конечно, я боюсь за Наташу. Ведь сейчас все особенно кланово и субъективно. Когда я вижу на том же «Мосфильме» стайки молодых людей, которые ходят со своими фотографиями и предлагают себя, мне их жалко. Потому что я знаю: только единицы из них выстоят. Актерская профессия - зависимая. Кому-то не понравился ваш
голос, фигура, взгляд... Чистейшая вкусовщина, а талантливый человек может кануть в никуда. Но Наташа не только актриса. Она еще и режиссер. И идет какой-то своей
дорожкой. Надеюсь, что правильной. У дочери «режиссерский» характер. Она может быть жесткой на съемках. Причем, жесткой по-женски - умеет добиваться своего
мягко, настойчиво, постепенно приближаясь к цели. Наташа уже сняла два фильма: «Год лошади - Созвездие Скорпиона», премьера которого состоялась в Риме и получила высокую оценку кинематографистов, и только что законченную картину: «В России идет снег». Тема и того, и другого фильма - постижение души человеческой. Впрочем, не стану
раскрывать все тайны, а то будет неинтересно смотреть. Скажу только, что во второй картине снялась не только я, но и новый член нашей семьи - Кирилл Наумов.
-    О Кирилле, пожалуйста, поподробнее. Трудно было усыновить малыша? Вы давно собирались это сделать?
-    Да нет же. Я ничего такого не планировала. Все произошло случайно. В подмосковном детском доме, куда мы с Володей и Наташей приехали выступать, ко мне подошел трехлетний мальчик в зеленых колготках, пузырящихся на коленках, худенький, почти прозрачный. Он попросил купить ему... крестик. У всех - говорит - есть, а у меня -нет... Сердце защемило: такой малыш, а уже верит в Бога... Я купила крестик и отвезла его в детдом. Позже лошадку игрушечную отвезла - ему очень хотелось на ней покататься. Дальше - больше. Сама не заметила, как он стал родным. Поняла, что уже не могу без него. Стала забирать Кирюшу на выходные, на недельку... А как приходила пора расставаться, так мы оба плачем. И он за меня цепляется, не хочет идти к воспитателям. И я реву как маленькая, представляя всякие ужасы. Там ведь в детдоме этом детям ни смеяться, ни плакать не разрешают. Они беззвучно плачут и смеются. Их наказывают по любому поводу. Даже таких малышей, как Кирилл...
-    И вы его усыновили...
-    Для этого надо было собрать документы. Целую пачку. Я их очень долго собирала. Столько препон, столько мытарств... Сплошные хождения по мукам! То к возрасту моему придерутся, то еще к чему... Но меня грела мысль, что я могу помочь человеку выучиться, получить хорошее образование и состояться, найти свое место на земле.
-    А как отнеслись к вашему решению муж и дочь?
-    Они меня поддержали. Володя Кирюшку просто обожает, Наташа - любит и жалеет. Такой малыш лучистый оказался - умный, веселый, талантливый. Цветы мне из бумаги вырезает, наряды придумывает - Зайцев отдыхает. Сказки сочиняет - заслушаешься. И к языкам у него способности открылись. У нас няня с педагогическим образованием. Она Кирюшу французскому учит и говорит, что такого понятливого ученика у нее еще не было. Он же, как губка, впитывает всё. Песенки на французском распевает, хохочет безудержно, остановить невозможно. Улыбается всем, радуется жизни. Никогда не хнычет, не капризничает. А если видит, что мы работаем, тут же отправляется в свою комнату. Тактичный до ужаса, до умопомрачения. Я даже не представляла, что такие дети бывают...
-    Иными словами, вы - счастливая мама?
-    Очень счастливая. А Володя -счастливый папа. Наташа - любимая сестра.
-    Как вы относитесь к вещам, к дому? Привязываетесь к ним как к людям?
-    Я не гонюсь за веяниями моды. Мне надо, чтобы дом был наполнен любимыми вещами, моим настроением. Я должна входить туда и знать, что меня там ждут. Хотя... с тех пор, как лет двадцать назад у нас квартира сгорела из-за того, что взорвался телевизор «Рубин», ценности сильно поменялись. Я стала понимать, что если ты жива и близкие здоровы, все остальное неважно - стены, вещи...
-    Решительный ли вы человек? Можете ли настоять на своем?
-    Критическая ситуация мобилизует. Ради счастья родных и ради их блага я могу горы свернуть. Однажды остановила самолет, который уже выруливал на взлетную полосу. Володе стало плохо, подскочило давление...
-    А со стороны вы кажетесь такой мягкой, женственной.
-    Я же дочка посла! У меня вошло в привычку «спинку ровно держать».
-    Ваше жизненное кредо...
-    ...Что бы ни случилось, в любых обстоятельствах человек должен уметь держать удар и улыбаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий