воскресенье, 22 января 2012 г.

Божий дар отцовства от дается не всем

Мои соседи Сергей и Юрий - родные братья. И хотя разница в возрасте у них солидная - семь лет, отцами оба стали почти одновременно. С разницей в пару месяцев. В апреле в семье двадцатичетырехлетнего менеджера Сергея появился первенец Игорек. А в начале июля одноклассница Анюта преподнесла семнадцатилетнему Юрику сюрприз, родив дочку Лизу. Казалось бы, обстоятельства складывались в пользу старшего брата. У него за плечами и высшее образование, и хорошая работа, и отдельная квартира, доставшаяся парню «по наследству», от бабушки. А младший брат гол как сокол. Учится на первом курсе мехмата. Живет с родителями жены. По вечерам подрабатывает в кафе «Шоколадница» официантом. По утрам газеты бесплатные по почтовым ящикам раскладывает. По субботам вагоны на Белорусском вокзале разгружает. В общем, бьется, как рыба об лед, да еще и грызет гранит науки.
И тем не менее, как ни встречу вечно куда-то спешащего Юрия, у того улыбка в поллица. Про таких обычно говорят: «рот до ушей, хоть завязочки пришей!» Кивнет энергично, руками разведет: мол, некогда мне, после поговорим, и... заторопится по своим, отцовским, делам. А уж Анюта, его негаданая женушка -они и расписались-то без году неделя, уже после рождения малышки - вся так и светится, будто не за студента нищего, а за олигарха замуж вышла. И матушка ее Наталия Вениаминовна, еще недавно «с пеной у рта» настаивавшая на аборте, словно десяток лет скинула. Воркует над румяной внученькой, нахваливает юного зятя, гордится дочерью, которая и ребенка растит, и в ИНЯЗе учится на одни пятерки, сессию сдала лучше всех в группе, повышенную стипендию получает.
А вот Ирина, Сережина жена, наоборот, с лица спала. Ходит понурая, глаза красные, заплаканные. А Сергей губы в тонкую ниточку сожмет, руки глубоко в карманы засунет, слова цедит сквозь зубы, на жену и не глядит. С коляской его ни разу не видела. В то время как Юра каждую свободную минутку старается провести с дочкой. Чтобы внести ясность в создавшуюся ситуацию, я попросила Иру и Юру рассказать, что происходит в их семьях.
«Сама родила - сама и нянчись...
Сережа считал, что заводить ребенка нам рановато. Надо, мол, сначала карьеру сделать да мир посмотреть. Мы два года жили «для себя», а потом все получилось, как в анекдоте. В одно прекрасное утро я поняла, что беременна. Муж в шоке: «Этого не может быть!» Как выяснилось, может.
Во вторую половину беременности меня положили на сохранение. Сергей дневал и ночевал под окнами роддома (я лежала в патологии). С врачом разговаривал, пытался выяснить, что у меня не так. У меня действительно многое оказалось не так, и рожала я - не приведи господь. Думала, на тот свет отправлюсь. Но, к счастью, все обошлось, мальчишка родился здоровым.
Выписали нас с Игорьком из родильного дома, встречала вся родня. Приезжаем домой - комнату узнать не могу. Чего только муженек не накупил, и все с какими-то прибамбасами. Кроватку где-то нарыл - она и кровать, и пеленальный столик, и ящики для пеленок - распашонок. Новоиспеченный папа с гордостью сообщил, сколько он за это выложил. В душе я порадовалась: мол, образумился. Рано радовалась. Он меня совсем измучил: и то ему не так, и это не по его. С ребенком погулять - занят, ночью встать - устал и хочет спать. Елки - моталки, думаю, что я - мать-одиночка? Все, что бы я ни сказала, муж воспринимал в штыки - я ребенка не хотел, сама родила - сама и нянчись. Я с ног валюсь после бессонных ночей, а он, развалившись на диване, телевизор смотрит!
Терпела я три месяца. А потом собрала его вещички и выставила за дверь. И знаете, мне легче стало! Никто меня не раздражает, не цепляется по поводу неразогретого ужина. Малыш подрастал, меньше капризничал, больше улыбался и агукал. В общем, я начала получать удовольствие от возни с Игорьком и наконец-то в полной мере смогла ощутить прелести материнства. Но Сергей вернулся. Это, говорит, квартира его бабушки, и я не вправе его выгнать. Я смирилась. Вот так и живем, как чужие люди. Сергей - в маленькой комнате, мы с Игорем - в большой. Иногда и пожалею его - ведь сын, когда вырастет, не простит. Он хоть и говорить не умеет, а все понимает, чувствует...»

К ВРАЧУ МЫ ПОШЛИ ВМЕСТЕ...
«...Когда Анюта, смущаясь, сказала: «Знаешь, я, наверное, завтра к врачу схожу. Чего себе и тебе жизнь портить», я поначалу обалдел. Потом испугался, а вдруг она и вправду аборт сделает. Сейчас ведь это - раз плюнуть. Короче, к врачу мы пошли вместе. Я ввалился вослед за Анютой в кабинет и с порога возвестил: «Мы будем рожать!» Врач рассмеялась и сказала, что такого, как я, впервые видит. Ладно, аборта мы избежали, родителей поставили перед фактом. Самое главное было все уладить в школе. Помыл я шею как следует - и к директрисе: Марь Иванна, дорогая, то да се. Выгорело, обошлось без экзаменов. Анютка и так аттестат получила. Она же умница, всегда училась очень хорошо.
Жить стали у нее. Я сдал экзамены. И школьные, выпускные. И вступительные, на мехмат. Прихожу с последнего, радостный - как же. студентом стал, а мне говорят: Аня родила. Дочку. Ну, я обзвонил дружков - и в роддом. Стоим под окнами, пьем шампанское, ребятам интересно - я первый из класса стал отцом...
Через две недели после родов Аня заявляет, что будет поступать в ИНЯЗ! Хорошо, говорю, поступай. Она на экзамены, а мы с Лизкой ждем ее возле института. Елизавета лежит в коляске, причмокивает во сне. Проснется - у меня бутылочка наготове. В общем, стала наша мама студенткой.
А я начал искать работу. Пусть, деньги и небольшие в дом приношу, но мы с Аней - неприхотливые, нам хватает. Конечно, без помощи родителей мы бы не смогли выплыть. Но нам повезло с родителями.
У нас с Аней обязанности распределились сразу. Например, пеленать я просто боялся. Это делала жена. Я же с удовольствием купал дочку. И не просто купал, мы с ней
плавали. Нас врачиха научила, показала, как и что делать, - Анька говорит: у меня это здорово получается. Когда у Лизы зубки резались, она плохо спала, капризничала. Мы дежурили около нее по очереди. Ночь - я, ночь - Аня. Новорожденный малыш - он ведь совершенно беспомощен и, естественно, требует очень много забот. А насчет того, что до года - это, мол, бабские проблемы, я не согласен. Вместе родили, вместе и заниматься ребенком надо.
...Мой старший брат Сережа говорит: ты сам еще салага, а берешься рассуждать да жизни учить. Ничего подобного и в мыслях нет. Мне кажется, дело вовсе не в возрасте родителей. А в самом человеке».
ТРОЕ В ОДНОЙ СВЯЗКЕ
Появления первого ребенка ждут где с нетерпением и радостью, где со страхом и надеждой, но, пожалуй, ни в одной семье не думают о том, что, прежде всего, он принесет изменение всего уклада жизни. Каждый взрослый примет другое качество не только по названию - мама, папа, но и по существу. Не всякий готов к этому изменению.
Но сначала о малыше. Он идет в мир «запланированный» или нет, о чем не догадывается. Он приходит и сталкивается в роддоме с может быть, и умелыми, но чужими руками, в них нет ласки. Его насильно пеленают, будят, переносят с места на место. Он оглушен.
Наконец его выписывают, и те же руки отдают его - по традиции нашего народа - отцу. Я советую вам посмотреть ему в глаза именно в тот момент, когда вы его взяли. И вы неожиданно для себя можете увидеть, что его глаза раскрылись и сквозь пелену начало проступать осмысленно-удивленное, радостно-облегченное выражение. Знайте: он вас запомнил. И не удивляйтесь, если после вашего длительного отсутствия в доме он при вашем появлении вдруг радостно заагукает и даже впервые скажет «папа» в возрасте четырех месяцев.
Впрочем, папам надо понять и многое другое. Изменилась жена. Она стала матерью уже 9 месяцев назад, и вы еще тогда замечали в ней некоторые перемены: задумчивость, сосредоточенность, но она все-таки еще принадлежала всецело вам, как обычно, готовила, стирала, ласкала. А теперь она просит самому подогреть себе ужин, сходить за продуктами, прополесосить в комнате. Многие мужья воспринимают это как посягательство на свою свободу. Они считают, что жена задвинула их на второй план, перестала любить. Некоторые начинают ревновать, сетовать на бытовые трудности. Но это не выход. Если вы хотите сохранить семью, вам надо присмотреться к своей жене, может быть, пожалеть ее, посочувствовать и, главное, помочь. Оцените свои силы и подумайте, какую часть работы по дому или по уходу за ребенком вы можете взять на себя. Один папа, далеко не идеальный - выпивоха и забияка, но полный сил и энергии, стал вставать к ребенку по ночам, успокаивать его, носить на руках, менять ему памперс. К году он получил такого влюбленного в него сына, что смотреть на них без умиления невозможно.
А жене при этом пристало поощрять мужа, благодарить за помощь, уделять ему внимание. Не следует забывать, что мужчины очень любят, когда их действия получают положительную оценку, а не воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Уютный домашний очаг согреет вас, поможет укрыться от внешних бурь. Вы почувствуете это, когда на традиционный (не самый умный) вопрос родственников, кого он больше любит, маму или папу, ваш ребенок ответит: «Я люблю и маму, и папу». Вот вас и стало трое в одной связке. В вашей семье все равноценные, дорогие друг другу люди, и это - награда за ваши обоюдные усилия.


Комментариев нет:

Отправить комментарий