среда, 11 января 2012 г.

Дерево лекарь

Когда в мае 1970 года я начинал срочную службу в Приморском крае, труднее всех приходилось не тем, кто был физически слабее, не привык к самообслуживанию, строгой дисциплине, порядку, а тем, кто никогда прежде не носил сапог с портянками (обычно жителям больших и малых городов) и, ко всему, пренебрёг начальными уроками-тренажами по быстрому и правильному обуванию.
Уже через пару-тройку дней изматывающей "печатающей шагистики" по раскалённому асфальту строевого плаца на ступни ног таких парней без содрогания нельзя было глядеть. Истёртые до крови, они начинали гнить.
Близкое соседство Тихого океана - бухта Посьета - это повышенная влажность, духота, постоянное ощущение дефицита кислорода в воздухе. Тяжело. Очень. Не случайно ведь офицеры служили здесь только по пять-шесть лет, а затем их сменяли. Но, тем не менее, солдатское утро зимой и летом, при любой погоде начиналось с трёхкилометрового кросса: от стен родной казармы до вершины сопки Безымянной. Её высота - метров четыреста над уровнем моря, но нам хватало и этого: сердце от напряга чуть не лопалось, а всё тело было в "мыле".
Возвращались, отрабатывая чёткость и слаженность строевого шага, с хитом тех лет "Не плачь, девчонка". Тех, кто в ногу со всеми идти не поспевал и всё норовил присесть на придорожный камень, замполит батальона гвардии капитан Манжос "складировал" в коляске личного мотоцикла.
В мелководном, но шустром ручье, рядом с частью, все чистили зубы, умывались и трусцой бежали в казарму: по расписанию вот-вот прозвучит команда на завтрак.
Кстати, спустя месяц после завершения "курса молодого бойца" уже в учебной роте бегать пришлось намного дальше. И уже не налегке, а с полной боевой выкладкой. Это когда только форму, но и портянки. Последние всегда сушил на животе. Так быстрее, надёжнее. В случае тревоги, в мокрой гимнастёрке бежать можно, летом даже комфортно, чего не скажешь о портянках, - сотрёшь ноги уже после первой тысячи метров.
Когда удавалось выцыганить у старшины или каптёра утюг - портянки и гимнастёрку! проглаживал. И  ещё. Не жалел денег для покупки дешёвого одеколона. Для дезинфекции. Поэтому фурункулов размером со сливу я не выращивал. Они гибли на зачаточном уровне, потому что не развивались: воспаленное место, точку на теле, я многократно прижигал йодом, одеколоном. Советую каждому. Между прочим, аналогично можно бороться и с так называемым "ячменем" на глазу. Зубочистку или заострённую спичку надо обмотать ваткой и смочить - на выбор - в зелёнке, йоде, одеколоне (по мне, так лучше 70% спирт), а затем очень аккуратно "пройтись" 5-7 раз по кромке века. И вообще: если воспалённая волосяная луковица себя проявила, сразу же обработай её. Не дай развиться заразе. Гарантирую 100% успех.
К сожалению, грибок на ногах так быстро и просто не изведёшь. А вот "подхватить" его - элементарно. Испытано на себе. Однажды, после окончания учебного подразделения и года службы в гвардейском дважды орденоносном мотострелковом полку, и я не уберёгся. Скорее всего в бане подхватил грибок.
Когда ступни твоих ног зудят, чешутся, горят, когда кожа не успевает восстанавливаться, когда портянки в сукровице - это тихий ужас! Примочки, мази, эмульсии - бесполезны. Даже если бы ты и мог их где-то прикупить. Уже потому, что твои ноги 12-16 часов в сапогах. А в тапочках же "рассекать" по части не будешь. И в госпиталь никто тебя не направляет: "У нас распоряжение - все грибковые заболевания лечить в санчасти, по месту службы. Вот если заражение крови начнётся, тогда...
Меня спас коренной дальневосточник, охотник-промысловик Игнат Соломатин, мой товарищ по сержантской "учебке". Приходит он как-то ко мне в казарму (Игнат жил в соседней), а я сижу на табуретке и, пыхтя, зелёнкой "крашу" свою багрово-лиловую ступню, морщась от боли, когда раствор попадал между пальцев.
-    Ну, браток, у тебя и ножки!.. Не дембельские. Чего ж ты мне раньше не сказал?  -А что говорить, ты ж не фельдшер.
-    Да, но с грибком, поверь, совладаю лучше любого доктора. Ты глянь на мои ножки! Кстати, по личной просьбе нашего санинструктора, дипломированного фельдшера-акушера, весь наш первый батальон за полмесяца от "хромоножек" вылечил...
-    Что, может, заговор какой знаешь? В слово я верю.
-    Нет, я лечу нашими, исконно сибирскими, снадобьями.
И он по памяти начал читать мне рецепт за рецептом... Как оказалось, его бабка и мать - знатные лекарки-травницы.
-    Игнат, что толку в твоих рецептах, если у нас под рукой нет и не предвидится ни свежей живицы, ни масла женьшеня, пихты, кедра... Или тебе из дому прислали?
-    А зачем мне их посылка? В полукилометре от полкового стрельбища, в бинокль видел, растёт маньчжурский орех. Правда, здесь он какой-то недоразвитый, не очень высокий и не стройный, - не то что в лесах Хабаровского края, южнее Уссурийска. Но нам ведь не красота его нужна, а лекарственная мощь. Знаешь, как его у нас называют? Дерево-лекарь, Врачующее дерево. Это потому, что в манчжурском орехе буквально всё - не только плоды, апрельский сок, листва, особенно майская и сентябрьская, но и кора, околоплодник, скорлупа - используется в народной медицине. И чего только им не лечат! Трофическую язву голени, туберкулёзную волчанку, некоторые женские хвори, включая рак груди, мастопатию, миому, кисты, щитовидную железу, зоб, лимфатический диатез, гноящиеся дёсны, экзему, угревую сыпь, гнойничковые поражения кожи, дерматоз, болезни застоя крови... Всего я и не упомню. Знаю, что только из зелёных листьев и околоплодников моя бабка готовит и мази, и взвары, и чаи, и спиртовые настойки... Зимой мы пьём целебный чай из высушенных в мае-июне листьев ореха. Их развешивают и сушат, как листья табака, на проветриваемом чердаке. Листья эти - фармацевты подтвердили - очень богаты йодом, прочими микроэлементами, витаминами, кислотами.
Однако нам, благо сезон, понадобится дюжины три зелёных орехов "в сборе". Это значит, с кожурой. Наш батальон завтра двигает на плановые стрельбы, так что "жди меня, и я вернусь" - с сырьем на весь курс твоего лечения.
Как и обещал, Соломатин принёс полный котелок блестящих зелёненьких орехов (вызревают они в сентябре).
В солдатском котелке, на костерке, который разожгли в овраге за территорией части, мы и приготовили первый отвар.
Рецепт прост: на литр воды достаточно 6-8 изменьчённых орехов с околоплодниками (кстати, Соломатин сказал, что для лечения кожных и прочих хворей вполне годятся и листья - лучше майские или сентябрьские, - они тоже обладают отличными бактерицидными и ранозаживляющими свойствами).
Кипятить такую "резку" надо 10-15 минут на слабом огне. Можно запаривать в термосе.
Полученный отвар со специфическим крепким запахом следует охладить. Затем марлей, ваткой (конечно, лучше всего подольше подержать ступни ног в тазике сданным отваром, тазика у нас не было) раз 8-10 обильно смочить всю поражённую грибком кожу. Дав раневой поверхности подсохнуть (хорошо бы на солнышке), неспешно повторить "серию". И снова. Если есть возможность, то надо проделывать это как можно чаще. Как минимум, на протяжении 5-10 дней.
Я избавился от своего грибка, тем более что "изобрёл" отличный способ лечения и ночью: остававшийся отвар я сливал во фляжку, а перед сном шёл в умывальник, смачивал им хэбэшные носки и спать ложился в этих носках.
Моему примеру последовали и молодые бойцы. Сначала "хромоножки", а затем и остальные. Они вскладчину купили пять эмалированных вёдер, столько же электрокипятильников, десятка три пластмассовых тазиков. Комбат, замполит, посовещавшись, не возражали против того, чтобы личный состав батальона один час личного времени и самоподготовки к политзанятиям проводил с книжками над тазиками, - "но чтобы оздоровление происходило под бдительным контролем одного из замполитов рот, дежурного по батальону и обязательно сопровождалось громкой читкой плановых тем". Да, армия есть армия!
Вернувшись из армии, я ещё лет десять переписывался с сослуживцем Игнатом Соломатиным. Он не раз выручал меня и на "гражданке": высылал масло кедра, корни и настойку женьшеня, а ещё - кунжутное масло, настоянное на измельчённых зелёных листьях маньчжурского ореха, которым я вылечил многолетнюю экзему у отца.
Вот рецепт: 150 г мелко измельчённых свежих листьев ореха, собранных в середине мая или до 25 сентября, заливают 800 г рафинированного растительного масла (льняное, кунжутное, оливковое -лучше). Банку прячут в шкаф, подальше от света. Так смесь настаивается в течение 7 суток. Затем её перекладывают в эмалированную кастрюльку и - в "водяную баню", где смесь не варится, а томится 3 часа. После этого содержимое с помощью марли дважды процеживают и в помытой кастрюле вновь на 30 минут помещают "в водяную баню". Затем в остывающую смесь крошат 15-20 г воска, размешивают его. Остывшую мазь можно применять наружно для лечения не только экзем, но и других тяжёлых кожных болезней.
Следует заметить, что эффективность данной мази только возрастает, когда больной одновременно принимает внутрь 3-5 раз в сутки до еды по 1/3 стакана отвара (как чаёк) или настоя зелёных листьев, околоплодников маньчжурского ореха. Можно с мёдом, в прикуску.
Рецепт отвара (настоя, чая): 2-3 ч.л. сухих (или 4-5 ст.л. свежих) измельчённых листьев заливают 500-600 мл кипятка и настаивают в термосе 15-20 минут.
Листья, околоплодники можно заваривать - потомить в термосе - и пить, как чай. С мёдом, вареньем, и без. Замечу, что настой этот - не только превосходное ранозаживляющее, общеукрепляющее, тонизирующее, кровоостанавливающее, антимикробное средство, но и кладезь витаминов (особенно С), микроэлементов (особенно йода). Он отличный "чистильщик" всех сосудов, особенно головного мозга, и оздоровитель полости рта, дёсен. Удивительно, но факт: в наших садах, парках и скверах маньчжурский орех всё ещё крайне редок. Отчего-то в упор не видят его бесспорных качеств ни экологи, ни лесоводы, ни работники зеленхозов. Орех красив, живуч, ветро- и зимостоек, а главное - обладает способностью поглощать всевозможные вредные испарения, фильтровать загрязнённый городской воздух. Он намного круче распространённых каштанов и тополей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий