суббота, 14 января 2012 г.

В отдаленном таежном улусе

Это произошло до войны. Меня тогда еще не было на свете. Моего отца (он был врач) направили, как тогда выражались — по партийной линии, в отдаленные таежные улусы лечить хакасов.
Отец много рассказывал разных случаев, связанных со своей работой. Ему послали  книгу "Судьбы людские", автор Валентин Пеклов. В этой книге подробно описана жизнь переселенцев в тайге. Я написала ему письмо, увы, он не ответил.
Шел 1931 год. Крестьянские хозяйства разоряли, с насиженных мест ссылали в тайгу. Из Удмуртии (где жила моя мама) согнали людей в тайгу и болота, в царство зверей. На санях сквозь тайгу пробирался обоз с тысячами переселенцев. Мужики прорубали лес, и по этому проходу тянулись обозы с женщинами и детьми. Так и добрались до спецпоселка на болоте, где их ждали 5 бараков. В эти бараки и затолкали все семьи, на двухъярусные нары. Семьи отделялись разделительной доской. Пищу готовили на кострах, каждый для себя. Лес рубили и сплавляли по реке. Люди простывали, болели и умирали. К весне осталась только половина. Многие убегали, но их ловили и возвращали в поселок. Там и умерли мой дед и сноха. Только маме удалось бежать и добраться до Казани. Страшное было время! Воспоминания о нем нельзя читать без слез.
Да, я с радостью приняла приглашение семьи Игитовых, Василия и Гали. И уже 11 сентября приехала в поселок Рудничный Верхнекамского района Кировской области. Приняли меня как родного и близкого человека. Походили по поселку, поспрашивали у старожил про спецпоселок №1. И если раньше были какие-то сомнения о месте нахождения этого поселка, то теперь все сомнения рассеялись. Поселок отстоял в 6 км от Рудничного, на реке Волосница.
Когда мы на следующий день приехали в село Волосница (до сих пор туда нет дороги, деревня разрушена, но несколько домов еще обитаемы), то увидели группу паломников во главе с отцом Леонидом, которые шли крестным ходом к Святому Симеону Столпнику по маршруту Волосница— Лойно —Кай —Порыш. После разговора с отцом Леонидом я была уже уверена, что нашла поселок. Отец Леонид провел богослужение на месте бывшего храма, помянул всех моих родных, показал нам кладбище, где я взяла горсть земли, священной для меня, и привезла ее в Казань, на могилу моей мамы. Можно сказать, что душа моя успокоилась. Я сделала то, что давно должна была сделать. Наши предки не должны быть забыты.
Побывала я и в библиотеке, где ознакомилась с Книгой Памяти. Пыталась найти в ней своего дядю, Конева Николая. И что удивительно, все, призванные в 1941 году из Кайского р-на Кировской области, пропали без вести. В учебном лагере они прошли скорую подготовку и были отправлены на фронт, откуда уже не вернулись. Так что следы моего дяди, Конева Николая, пропали бесследно. Но он останется в памяти моей, моих дочерей и внуков.
Река Волосница впадает в Каму. Это очень красивые места. На этой реке и был спецпоселок №1 в 1931 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий